Статьи

4500 км по Южной Африке за три недели. Франсуа Хоес. Перевод Ивана Болдырева.
Выращивание конофитумов. Терри Смейл. Перевод Ивана Болдырева.
Распикировка сеянцев литопсов в фотографиях с комментариями
Графики уровня годовых осадков в местах произрастания литопсов
В мире кричащего безмолвия
Влияние геоактивных зон на растительность в пределах их действия
Гипотеза о замедленном характере волн физических полей биообъектов
Справка о результатах эксперментов по действию формового излучения пирамид на различные объекты
Научные аргументы в пользу существования сознательных тонкоматериальных структур
Электричество в жизни животных и растений
Немые сожители (SPEED инфо)
Физическая аура
Роль воды в энергоинформационном обмене
Линии Хартмана
Музыка и растения
Растения светятся

Музыка и растения


    В качестве предисловия к данному разделу могу рассказать свою историю о первом цветении литопсов у меня дома. Так получилось, что это было связано с музыкой.
    У меня ведь вся коллекция (за исключением нескольких старожилов) - мои сеянцы начиная с 2003 года посева, т.е. еще молодые достаточно растения. А взрослые литопсы начали цвести только в этом (2005) году, хоть и имеют возраст от 5 до 7 лет. Самое парадоксальное, что начали они цвести под музыку "Агаты Кристи" (Триллер) и музыку одного моего хорошего знакомого (его баннер под меню), которая, по сути, не легче. И "Агата" и Лёшины песни по "любимости" у меня на первом месте, потому и слушала... Это у меня приключился такой себе кризис жанра и я месяц (или два :/ ?) постоянно слушала музыку, причем, как видите, достаточно тяжелую, хотя в целом этим (постоянным слушаньем музыки) не грешу. А ведь исследования показывают, что такого рода музыка очень плохо сказывается на растениях, что они предпочитают классику. То ли у литопсов такие странные предпочтения, то ли растения реагируют не на музыку, а на мою реакцию на музыку, но вот такая странная получилась ситуация. Это при том, что условия проживания у старожилов (соррия за тавтологию) не менялись последние два года, т.е. приписать начало цветения каким-то другим внешним факторам достаточно тяжело.
    Если кто захочет провести контрольный тест-драйв, буду только рада. "Агату" можно взять здесь, а Лёшины песни - здесь.


Кандыба Виктор Михайлович - "Непознанное и невероятное: Энциклопедия чудесного и непознанного"

    Выдающийся русский ученый А. П. Дубров является крупным специалистом в области биологии и психологии. Недавно вышла его книга "Музыка и растения". Книга очень интересна, поэтому я хочу о ней рассказать своим читателям и ученикам...
    Можно ли с помощью звуков музыки вырастить не куст, а целое томатное дерево высотой в двухэтажный дом, на котором вызревает почти тысяча плодов? Возможно ли, чтобы розовый куст, прослушав цикл классики, в знак благодарности одарил вас не пятью-семью розами, как обычно, а букетом из 65 бутонов?
    Среди пионеров изучения действия музыки на растения особая роль принадлежит индийскому ученому Т. Ц. Н. Синху.
    Он одним из первых, еще в 1950 году, обратил внимание на высокую чувствительность растений к звукам, музыке и даже танцам! Лабораторные исследования показали, что такие важные процессы в растениях, как дыхание, транспирация, поглощение углекислоты, под влиянием музыки ускорены почти в два раза по сравнению с контролем. Эксперименты с влиянием музыки и звука электрически действующего камертона на растения выявили, что у озвученных растений усиливается фотосинтез. По мнению зарубежных экспериментаторов, в основе звукового действия на растения лежит резонансный механизм, способствующий накоплению энергии и ускорению обмена веществ в растительном организме. Американский исследователь Джордж Мильштейн даже выпустил специальную пластинку с музыкальными записями под названием "Музыка для выращивания растений". Впоследствии он предложил фирме грампластинок соединять с мелодиями популярных песен отдельные звуковые частоты и проигрывать их для ускорения роста растений, причем частота в три килогерца, как он полагает, биологически наиболее эффективна.
    Растения предпочитают музыку И.-С. Баха и индийские мелодии. Их стебли прямо-таки тянулись К источнику звуков. В то же время на рок-музыку и непрерывные барабанные ритмы они отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса и все они отклонялись от источника звуков. Было также установлено, что растения, которым проигрывалась рок-музыка, в течение первой недели потребляли больше воды, чем обычно. Похоже, что им нужно было "выпить" воды, чтобы прийти в себя.
    Наибольшее "восхищение" растений вызывали звуки индийских ситар. Реакция растений на джазовую музыку была различной. Музыкальные записи в исполнении всемирно известных музыкантов Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона (его композиция "Призыв души") вызывали у растений наклон в 15-20 градусов в сторону источника звука, и высота растений была больше, чем у неозвученных. Музыка современных авангардистов - Шёнберга, Веберна, Фарбермана, Берга - не вызвала у растений особых эмоций, и их высота и общий вид были сходны с контрольными растениями.
    Канадские исследовательницы П. Вайнбергер и М. Мезюрес на основе своих опытов с озвучиванием-игрой на флейте для кукурузы, тыквы, овса - показали, что высота растений, сырой и сухой вес, число листьев увеличиваются в два раза, а число почек в три раза по сравнению с неозвученным контролем. А вот пение не вызвало отличий у растений, за исключением почек, число которых увеличивалось на 50 процентов.
    Советский ученый-лесовед А. Ф. Лисенков (Сибирский технологический институт, Красноярск) еще в 1966 году сообщил о своих исследованиях по предпосевной обработке семян лиственницы и клена озвученной водой, звуком и ультразвуком. Такая обработка повышала всхожесть семян, их морозостойкость, активность ферментов и улучшала рост сеянцев в полтора-два раза.
    Американский исследователь Д. Карлсон пришел к выводу, что лучшим способом поднятия урожайности растений является внекорневая подкормка их через устьица листьев, с помощью которых растения связаны с окружающей воздушной средой. Даже на бедных почвах в засушливых районах или на почвах, отличающихся сильной кислотностью (или щелочностью), растения могут хорошо произрастать при правильном проведении внекорневой подкормки. Но, в свою очередь, для этого необходимо, чтобы на листьях растений было максимальное число устьиц и они активно работали - были полностью открыты, поглощали эффективно углекислоту и аэрозоли, водяные пары из окружающего воздуха. Опыты привели Карлсона к убеждению, что активизация устьиц может быть вызвана музыкой и в особенности звуковыми частотами в пределах пяти-восьми килогерц. Для подбора музыки, удобной для использования на небольших приусадебных участках фермеров, Карлсон обратился к профессиональному музыканту М. Хольцу. Уже первые их совместные исследования показали, что индийские раки увеличивают объем поступления органических веществ при внекорневой подкормке в семь раз и способствует поглощению водных паров из воздуха даже в условиях жаркого и сухого климата. Исследователи использовали музыку из произведений знаменитого итальянского композитора Антонио Л. Вивальди "Времена года", а точнее ту его часть, которая называется "Весна", а также скрипичную сонату И.-С. Баха "Весна" и др. Кроме того, растения прослушивали пение, голоса и щебетание птиц, на которые Карлсон с самого начала интуитивно обратил внимание, и они действительно оказались самой активно воздействующей частью записей.
    За 15 минут до внекорневой подкормки специальной питательной смесью, состоящей из микроэлементов и гиббереллина-3, Карлсон включал магнитофонную запись со звуковыми частотами в три-восемь килогерц и музыкой, резко активизировавшей рост и развитие растений. Исследователь применял как обычные ранцевые распылители, так и установленные на тракторе и даже на вертолете. Эксперимент привел Карлсона к выводу: питательные вещества в "аэрозольной упаковке", т. е. в легко доступной и быстро усвояемой форме, - оптимальный вариант подкормки. Залогом этого является большое количество устьиц на листьях, они активнее работают, поглощают больше углекислоты, водяных паров в окружающем воздухе, интенсивнее проходят фотосинтез, накопление метаболитов, активаторов роста, и в результате увеличивается биомасса растений и соответственно урожай. У Карлсона много последователей в разных странах земного шара - метод "Озвученный цветок" работает безотказно: на него получено уже 144 лицензии.
    Более того, Карлсон и его дочь сделали еще одно интересное наблюдение над озвученными растениями: будто бы по желанию человека они способны направленно образовывать цветы определенной окраски... хотите - будут нежно-лиловые, хотите - розовые. Возможно, это звучит пока сверхфантастично, но не стоит забывать: это говорит рекордсмен мира, которому покорились небывалые "растительные высоты"! А не так давно американская печать сообщила о новой технике выращивания растений под названием "Система сверхроста", разработанной американским фермером Р. Джонстоном. Она включает в себя озвучивание растений, использование особой питательной смеси из органических удобрений и микроэлементов, подаваемых на листья путем опрыскивания, и культивирование растений в специальных деревянных открытых ящиках (размером 3х9 м), заполненных песком и древесными опилками, с высокими стойками-перекладинами с натянутыми вертикально вверх струнами - направляющими для роста растений. В этой системе отрегулирована подача воды, питательного раствора и одновременно с этим проводится звуковая обработка растений. Устройство для озвучивания подает звуковые сигналы на частоте шесть килогерц, напоминающие щебетание малиновки или дрозда. Эта система хорошо зарекомендовала себя на небольших приусадебных участках, где приходится экономить землю и бороться за каждый метр полезной площади.
    Карлсон, как всякий практичный американец, поставил дело на коммерческую основу: запатентовал метод "Озвученный цветок", создал свою небольшую фирму, у которой любой человек за небольшую плату (50 долларов) может приобрести кассету с музыкальной записью и флакон с раствором для внекорневой подкормки растений, рассчитанный на 44 опрыскивания. Фирма гарантирует рост и урожайность на площади примерно 1,2 гектара на 25-100 процентов. И наконец (как бы это фантастично ни звучало), имеются уже давно тщательно выполненные исследования ученых-ботаников, психологов и даже... криминалистов, свидетельствующих об отклике растений на информационное воздействие и в том числе на эмоциональную реакцию человека. В решение этой проблемы внесли чрезвычайно большой вклад известный индийский ученый Чандра Бос, советский психолог профессор В. Н. Пушкин, американские исследователи Клив Бакстер, Марсель Вогль и др.
    Советский биофизик С. Э. Шноль указывает: "...то или иное состояние клетки характеризуется определенным звуковым ансамблем, так что... биохимия роста травы характеризуется... целой симфонией звуков". Ученый отмечает также, что помимо "молекулярных звуков" в живых клетках, состоящих из оболочек из многочисленных мембран, возникает новый механизм генерации звука - движение мембран, так что вокруг каждой клетки возникает сложное звуковое поле. В связи с этим интересно отметить, что генетик профессор А. Н. Мосолов (Новосибирский государственный медицинский институт) в одной из своих работ отмечает, что "кроме химического языка... клетки способны, по-видимому, обмениваться и на более привычном для нас языке - языке звуков, правда, ультразвуковых частот". По словам профессора А. Н. Мосолова "если гипотеза акустических полей подтвердится, мы должны будем пересмотреть и наше представление об информационных взаимодействиях в живых системах". Не исключено, что звуковые колебания могут косвенным образом вызывать появление новых электрических токов и полей и через них оказывать свое влияние на биоэлектрические поля, существующие в растении. А эти низкочастотные электромагнитные поля, как показал советский биофизик Н. Я. Шлиппенбах (1980), окружают растение своеобразным ауральным полем. На нем можно было бы закончить рассказ о влиянии музыки на растения, поскольку есть четко установленные эффекты и вполне достоверные объяснения возможных механизмов действия, если бы не одно обстоятельство: но может, все-таки растения слышат?! Конечно, органов слуха в обычном понимании у них нет, а есть другие способы восприятия музыки, неизвестные до сих пор науке?
    Все согласятся с тем, что интенсивность музыкального воздействия при нормальном воспроизведении записи, передающаяся в виде звуковых колебаний воздуха, физически очень мала, а в энергетическом выражении ее величина просто ничтожна: она составляет миллиардную долю энергии, необходимой для разрыва химических связей. Но в таком случае возникает вопрос: может быть, звуковые мелодии, музыка в целом имеют для растений информационное значение? Может быть, растения воспринимают музыку "осознанно", по-своему "растительно осмысливая", и затем реагируют электрофизиологически, отличая благотворные мелодичные звуки от разрушительных, диссоциирующих с их основными резонансными частотами внутренних структур?
    Мы далеки от мысли, что растения могут "слышать", "думать", "осознавать значение", "размышлять" над вариациями скрипки с оркестром или соотносить свои "внутренние чувства" с лирически звучащей музыкой Клода Дебюсси. По-видимому, у растений просто иной способ восприятия музыки, нежели у других живых организмов, и восприятие музыки растениями не надо подгонять под сознание человека.
    Один из известных советских психологов, рано ушедший из жизни профессор В. Н. Пушкин, отмечал в одной из своих работ по изучению восприятия у растений: "психика" (в совершенно особом, еще точно не обозначенном смысле слова), оказывается, есть в живых клетках, лишенных нервной системы, поставленные им в сотрудничестве с учеными других специальностей эксперименты показали, что растения способны взаимодействовать с человеком и реагировать на его эмоциональное состояние (Акимова Н. А. и др., 1975). В. Н. Пушкиным с большой тщательностью проведены эксперименты по изучению связи "человек-растение". Опытным растением служила бегония с большими .мясистыми листьями, находившаяся на расстоянии одного-трех метров от сидящего в кресле человека. Для того чтобы вызвать у людей четкие эмоциональные состояния, испытуемые погружались в гипноз, в котором им внушались различные ситуации, вызывавшие их естественный спонтанный ответ - радость, страх, ощущение холода или тепла, удовольствие, беспокойство... Основным объектом анализа было сопоставление зафиксированных на ленте самописца слов-команд гипнотизера с зафиксированными на этой же ленте электрофизиологическими реакциями растения. Анализ результатов экспериментов показал, что налицо совпадение реакций растения с командами гипнотизера.
    Исследователи обращают внимание на особенности формы электрофизиологической реакции растения, возникающей под влиянием психологического состояния человека, - сильные периодические импульсы (100 мкВ), повторяющиеся с медленно затухающей частотой в пределах от долей до единиц герц. Эти опыты указывают на то, что растения, возможно, способны воспринимать информационную компоненту музыкального произведения.
    Исследования по взаимосвязи "человек-растение", проведенные профессором В. Н. Пушкиным, перекликаются с работами всемирно известного индийского ученого-физиолога растений Чандры Боса, американских исследователей Клива Бакстера, Марселя Вогля и других, показывающих удивительную чувствительность растений к психической деятельности человека. Бакстер в своих экспериментах показал, что растения отвечают электрической реакцией на мысленное воздействие человека - например, желание нанести травму растению, поджечь лист...
    Мой знакомый рассказал мне, что его вишня состарилась и не плодоносила. Тогда он взял топор, подошел к ней и сказал:
    "Даю тебе последний шанс! Если не уродишь, то срублю!" И случилось чудо! Вишня заплодоносила, как в лучшие годы...

При создании страницы использованы материалы с сайта http://www.universalinternetlibrary.ru/



Hosted by uCoz